Заболеваемость коронавирусом снова растет, больницы опять перепрофилируют под прием больных с коронавирусом, а посещение поликлиник становится нежелательным — ведь в них подхватить вирус проще всего. А значит, перед пациентами снова проблема — как быстро и безопасно попасть на прием к врачу?

Известно, что число умерших непосредственно от COVID-19 в нашей стране было рекордно низким. Но общая смертность в России за время пандемии выросла на 20%. Доктор Мясников объяснил это «урожаем ковида» — пациенты с хроническими заболеваниям умирали от того, что не могли вовремя попасть к врачу и получить необходимую медицинскую помощь, даже если речь шла о простой коррекции назначенного лечения.

Какие выводы были сделаны из случившегося и что нужно сделать, чтобы ситуация не повторилась в будущем?

Лучше поздно?

«К сожалению, эпидемия коронавируса началась раньше, чем цифровизация здравоохранения на государственном уровне, о необходимости которой до этого говорилось много лет, — рассказывает Денис Швецов, генеральный директор телемедицинского сервиса „Доктор рядом“. — Поэтому в момент резкого роста заболеваемости возникла необходимость срочного запуска программ дистанционной медицинской помощи для населения.

Наша компания предложила бесплатные телемедицинские консультации всем гражданам страны. За три месяца острой фазы ковида было проведено 200 тыс. консультаций врачами двенадцати специальностей (34% пациентов обратились по теме коронавируса, 76% пользователей — за узкоспециализированной либо терапевтической помощью)». В пиковые дни количество обращений достигало трех тысяч.

«Наш опыт показал, что телемедициной активно пользуются там, где люди о ней знают, — поясняет генеральный директор VEB Ventures Олег Теплов. — Как выяснилось, большинство наших пациентов (а к нам обратились жители из 81 региона страны) раньше и не подозревали о возможности получить консультацию врача дистанционно, хотя для некоторых из них удаленная консультация оказалась единственной возможностью получить медпомощь».

Дальше — больше…

На фоне распространения коронавируса посещаемость телемедицинских сервисов в мире выросла на 50%. Но останется ли телемедицина востребованной после снятия всех ограничений? Об этом говорили на пятой, юбилейной конференции «Цифровая индустрия промышленной России», в работе которой в этом году приняли участие 3000 участников из 14 стран и еще 25 000 участвовали в ее работе дистанционно.

«Это покажет время, но уже сейчас понятно, что коронавирус сделал для популяризации дистанционной медицинской помощи больше, чем „Закон о телемедицине“, вступивший в силу в январе 2018 года, — считает Теплов. — Как показывает практика, удобные, облегчающие жизнь технологии внедряются в практику достаточно быстро. Еще недавно для совершения любой банковской операции нужно было отсидеть очередь в банке, а сегодня через банковское приложение на телефоне за несколько минут можно перевести деньги, оплатить счет, открыть/закрыть вклад и т. д. Думаю, что в будущем и в медицине онлайн- и офлайн-формат будут активно дополнять друг друга: многое, ради чего сегодня люди вынуждены были ходить в поликлинику, уже в обозримом будущем можно будет сделать удаленно».

… и шире

Сейчас понятно, что телекоммуникации будут развиваться, и те сервисы, которые мы имеем в телемедицине сейчас, — это 5% от той цифровизации, которую еще предстоит ввести. Помимо экстренно освоенных электронных рецептов и электронных больничных, будут освоены и другие сервисы — в частности, система поддержки принятия врачебных решений на основе искусственного интеллекта (ИИ).

«Искусственный интеллект позволит автоматизировать многие процессы, которые сегодня врачи вынуждены делать вручную, — считает основатель проекта Botkin.AI Сергей Сорокин. — Наша компания предложила проект, который предполагает пересмотр 10 млн исследований компьютерных томографий грудной клетки, сделанных в разгар эпидемии ковида — для того, чтобы найти там признаки других заболеваний. Мировая статистика показывает, что даже в „мирное время“ процент пропусков рентгенологами злокачественных новообразований на КТ составляет больше 50%. А врачи, сосредоточенные на ковиде, могли пропускать еще больше. Скорее всего, после пересмотра всех снимков системой ИИ несколько сотен пациентов будут поставлены на онкологический учет».

Про деньги

Главное, что может сделать телемедицину популярной у населения, — это ее доступность, включение в систему ОМС.

«Мы привыкли к тому, что бесплатную врачебную помощь нам гарантирует государство, — поясняет Швецов, — поэтому и телемедицинские услуги должны быть включены в систему ОМС. В сентябре компания „Доктор рядом“ запустила пилотные проекты по оказанию дистанционной медицинской помощи по полисам ОМС в четырех регионах страны — Нижнем Новгороде, Татарстане, Ивановской, Ульяновской областях. В Калужской и Сахалинской областях дистанционные консультации полностью интегрированы в систему обязательного медицинского страхования, и все жители этих регионов, имеющие полис ОМС, могут бесплатно обращаться к врачам онлайн. Думаю, что со временем эта практика распространится на всю Россию».

Источник